Первая чашка чая освежает губы и горло;

Со второй чашкой возникает приятная лёгкость;

С третьей – приобретается острота ума и готовность прочитать пять тысяч свитков;

С четвёртой чашкой возникает приятная лёгкость и приходит избавление от всех телесных недугов;

Пятая чашка очищает до костей;

Шестая чашка дарит умение общаться с Бессмертными;

Седьмая чашка – это уже слишком много! – моё тело в объятиях освежающего ветра.

 

 

Культ чая восходит к древнему Китаю, где самые ранние упоминания о нём относят ещё ко временам династии Хань (206 г. до н.э. – 8 г. н.э.). Историю его в Китае принято начинать со знаменитого трактата «Чайный канон», созданного в 757 - 765 годах известным литератором танской поры Лу Юем (733 - 803). Не иначе как «нектаром небожителей», «напитком, подобным сладчайшей небесной росе» именуется чай в этой книге, рассказывающей о его происхождении, методах выращивания и способах приготовления, о том, как его пить, о необходимой чайной утвари. Трактат, как и его автор, приобрёл такую популярность, что Лу Юй превратился со временем в святого-покровителя чая.

Мистическое отношение к чаю как к волшебному напитку, дающему способность выходить в иную – запредельную, фантастическую - реальность и общаться с небожителями сохранилось в Китае и Японии до сих пор. Чай считается средством, помогающим проникнуть в иное духовное измерение, преодолеть притяжение мирских привязанностей и земных забот, «обрести крылья и стать мудрецом». Однако, магические свойства чая проявляются лишь при правильном обращении с ним.

В основе чайного ритуала лежит буддийское учение. Японская чайная церемония (тя-но-ю) строго регламентирована. Это ритуал, целью которого является очищение ума и сердца. Чайное действо должно проходить в непритязательном и скромном, похожем на пристанище отшельника помещении. Участник японской чайной церемонии на протяжении чайного ритуала, как в зале медитации буддийского храма, отстраняется от страстей и желаний, достигая состояния глубокого сосредоточения.

Китайская чайная церемония (гунфу ча) в большей степени ориентирована на раскрытие свойств чая, чем на соблюдение ритуалов. Участнику гунфу ча вовсе не обязательно «отстраняться от страстей», ведь китайская чайная церемония подразумевает восхищение вкусом и ароматом чая за приятной беседой с друзьями или наедине со своими мыслями. Вместе с тем, гунфу ча так же, как и японская чайная церемония, осмысляется как духовная дисциплина и путь самосовершенствования, ведь чтобы оценить чай по достоинству, необходимо понимание и тонкое чувствование чайного действа.

Обязанности настоящего мастера чая не сводятся лишь к приёму гостей и организации действа. Приготовление чая требует не только специальных знаний и опыта, но и внимания к каждому собственному жесту и почтения к окружающим. Путь чая для настоящего чайного мастера становится мировоззрением и способом самосовершенствования.

Чтобы в полной мере почувствовать красоту чайной церемонии, все собравшиеся должны быть осведомлены о порядке действий мастера, хотя бы в общих чертах, чтобы понапрасну не задумываться о том, что именно происходит и зачем это делается. Процесс приготовления чая не сводится только к повторению заученных действий. От мастера требуется чувствовать чай и создавать атмосферу. Невозможно научиться чайной церемонии по описаниям, но зная последовательность действий, можно больше внимания уделить своим ощущениям во время церемонии.

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz