|
|
|
|
Первая чашка чая освежает губы и горло; Со второй чашкой возникает приятная лёгкость; С третьей – приобретается острота ума
и готовность прочитать пять тысяч свитков; С четвёртой чашкой возникает приятная лёгкость и приходит
избавление от всех телесных недугов; Пятая чашка очищает до костей; Шестая чашка дарит умение общаться с Бессмертными; Седьмая чашка – это уже слишком много! – моё тело в объятиях
освежающего ветра. |
|
|
Культ чая восходит к древнему
Китаю, где самые ранние упоминания о нём относят ещё ко
временам династии Хань ( Мистическое отношение к чаю
как к волшебному напитку, дающему способность выходить в иную – запредельную,
фантастическую - реальность и общаться с небожителями сохранилось в Китае и
Японии до сих пор. Чай считается средством, помогающим проникнуть в иное духовное
измерение, преодолеть притяжение мирских привязанностей и земных забот,
«обрести крылья и стать мудрецом». Однако, магические свойства чая
проявляются лишь при правильном обращении с ним. В основе чайного ритуала
лежит буддийское учение. Японская чайная церемония (тя-но-ю)
строго регламентирована. Это ритуал, целью которого является очищение ума и
сердца. Чайное действо должно проходить в непритязательном и скромном,
похожем на пристанище отшельника помещении. Участник японской чайной
церемонии на протяжении чайного ритуала, как в зале медитации буддийского
храма, отстраняется от страстей и желаний, достигая состояния глубокого
сосредоточения. Китайская чайная церемония (гунфу ча) в большей степени
ориентирована на раскрытие свойств чая, чем на соблюдение ритуалов. Участнику
гунфу ча вовсе не
обязательно «отстраняться от страстей», ведь китайская чайная церемония
подразумевает восхищение вкусом и ароматом чая за приятной беседой с друзьями
или наедине со своими мыслями. Вместе с тем, гунфу ча так же, как и японская чайная церемония, осмысляется
как духовная дисциплина и путь самосовершенствования, ведь чтобы оценить чай
по достоинству, необходимо понимание и тонкое чувствование чайного действа. Обязанности настоящего
мастера чая не сводятся лишь к приёму гостей и организации действа.
Приготовление чая требует не только специальных знаний и опыта, но и внимания
к каждому собственному жесту и почтения к окружающим. Путь чая для настоящего
чайного мастера становится мировоззрением и способом самосовершенствования. Чтобы в полной мере
почувствовать красоту чайной церемонии, все собравшиеся должны быть
осведомлены о порядке действий мастера, хотя бы в общих чертах, чтобы
понапрасну не задумываться о том, что именно происходит и зачем это делается.
Процесс приготовления чая не сводится только к повторению заученных действий.
От мастера требуется чувствовать чай и создавать атмосферу. Невозможно
научиться чайной церемонии по описаниям, но зная последовательность действий,
можно больше внимания уделить своим ощущениям во время церемонии. |
|
|
|
|